Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму
Описание образовательной программы
Проблемы воспитания
гражданина, формирования культуры межэтнического и межконфессионального общения
актуальны для всех стран. Однако подходы к этой проблеме неодинаковы и
зависят в значительной степени от
конкретных исторических и социально-политических условий, состояния общества,
его идеологии.
Первоочередными задачами современной воспитательной политики в
Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и
большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и поведения, в
частности, этнической толерантности (Концепция патриотического и
духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым, утвержденная
Указом Главы Республики Крым от 18 декабря 2014 г. № 522-У). Учитывая
своеобразие культур народов Крыма, педагоги должны уделять особое внимание
формированию не только национального самосознания и базиса личностной культуры,
означающего, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим
ценностям, но и навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам.
Новизна Программы заключается в реализации принципа интеграции федерального и
регионального содержания дошкольного образования. Представленная Программа
является региональной парциальной образовательной программой, в содержание
которой внесены изменения и дополнения в соответствии с основополагающими
требованиями ФГОС ДО, задачами государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации» (постановление Правительства
Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795). Реализация задач ФГОС ДО
требует разработки программ различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей, а также формирования
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей (Раздел 1. п.1.6.). Одним
из основных принципов дошкольного образования (Раздел 1. п.1.4.) является учет
этнокультурной ситуации развития детей.
Программа состоит из трех основных разделов – целевого, организационного
и содержательного. Целевой раздел представлен пояснительной запиской,
планируемыми результатами освоения программы, а также значимыми для разработки
и реализации программы характеристиками. В пояснительной записке определены
основные цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к ее
формированию, новизна и актуальность, отличительные особенности программы.
Также в пояснительной записке дано описание учебно-методического обеспечения
программы и формы взаимодействия с семьями воспитанников. В организационном
разделе описаны условия реализации каждого раздела программы. Содержательная
часть программы представлена разделами «Природа Крыма», «Люди Крыма и их
культуры», «Взаимодействие с семьями воспитанников». Раздел «Люди Крыма и их культуры» конкретизируется в подразделах: «Речевое общение на
родном языке и “языке соседа”», «Традиционная и современная культура людей,
живущих в Крыму», «История людей и памятников», «Художественная литература»,
«Музыка», «Играем вместе». Каждый раздел определяет основные цели и задачи в
работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, необходимый
объем знаний и умений детей. Завершают этот раздел программы «Методические
подходы к построению педагогического процесса». Программа «Крымский веночек»
ориентирована на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (от 3
до 7 лет), посещающих дошкольные образовательные учреждения. Наряду с разделами
программы, описывающими особенности крымского региона, как природного, так и
социального, в программу введен раздел «Взаимодействие с семьями
воспитанников». Этим программа подчеркивает ценность семьи как уникального
института воспитания. В разделе описаны как традиционные формы работы с
родителями (законными представителями) воспитанников, так и инновационные.
Использование предложенных форм работы позволят педагогам успешно реализовать
программу. Целевые ориентиры программы «Крымский веночек» определены для детей
младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по разделам программы.
Программа «Крымский веночек» входит в часть, формируемую участниками
образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования.
Ее реализация должна осуществляться во всех образовательных областях развития
ребенка: социально-коммуникативном, познавательном, речевом,
художественно-эстетическом, физическом развитии. Реализация программы
осуществляется в организованной познавательной (НОД), проектной и
самостоятельной деятельности детей; в совместной продуктивной деятельности
взрослых и детей; при подготовке и проведении праздников и вечеров развлечений,
а также в повседневной
жизни: во время прогулок, наблюдений, экскурсий, бесед, в индивидуальной
работе, в процессе ознакомления с художественной литературой, при организации
самостоятельной художественной и театрализованной деятельности, в работе с
родителями и т.д. Общими методическими подходами к построению педагогического
процесса в дошкольных образовательных организациях являются: – от восприятия
информации к идеям и обобщениям, знаниям, представлениям; – накопление опыта
различных контактов с объектами окружающего мира, рефлексия этого опыта,
интеграция впечатлений в целостную картину мира; – через приобщение к духовной
сокровищнице своей нации к пониманию того, что мир прекрасен своим
многообразием; – этнокультурный компонент (фольклор, народные игры, декоративно-прикладное
искусство, природа) позволяет создать необходимый для детского восприятия
эмоциональный фон, пробудить интерес, повысить уровень мотивации к обучению.
Это средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой
индивидуальности, художественного развития, приобщения к красоте и самобытности
народа. Это путь к культуре отношений между людьми.